Судьба Ту-214: что мешает строить больше самолетов в Казани
Почему Россия пока не нарастила выпуск собственных самолетов
Общество > 25 ноября 2025 в 14:33
В последние годы в России не утихают разговоры о необходимости расширения парка отечественных пассажирских самолетов. Однако на практике с этим дела обстоят далеко не так гладко, сообщает inkazan.ru.
С 2022 года на предприятии выпустили лишь один новый самолет Ту-214, еще один борт дособрали в 2025 году, но передан он будет заказчику, по прогнозам, только в начале 2026 года. Ранее планировалось выпускать по 20 самолетов в год уже с 2027-го и к концу 2030-го построить свыше сотни машин. Что касается МС-21, его серийное производство должно стартовать в 2026 году, но задержки с сертификацией могут вновь сдвинуть сроки.
Экономист и глава совета директоров ООО «Трансинвест» Дмитрий Семенов отмечает, что в принципе отрасль способна обеспечить авиакомпании российскими самолетами. Однако этот процесс растянется на 5−10 лет. Основные препятствия — дефицит квалифицированных кадров, ограниченные инвестиции, необходимость переобучения летного состава и налаживание бесперебойного производства комплектующих.
По словам специалистов, модернизация существующих мощностей требует десятков миллиардов рублей. Уже вложенные средства на обновление КАЗ — далеко не предел. Для реального увеличения темпов сборки нужны производственные линии полного цикла и подготовленные специалисты. Кроме того, Ту-214 требует технической переработки, что еще сильнее замедляет выпуск самолетов.
Строительство нового завода также возможно, но крайне затратное: эксперты называют цифры в 300−500 миллиардов рублей. Новый объект должен располагаться в регионе с развитой авиационной инфраструктурой, квалифицированной рабочей силой и близостью к поставщикам. Примером подобного подхода служит ульяновский проект «Аурус-Аэро», где создается предприятие полного цикла по выпуску бизнес-джетов, с инвестициями в несколько десятков миллиардов рублей.
В Татарстане пока о переносе или строительстве нового авиазавода речи не идет. Основной акцент остаётся на модернизации и повышении эффективности действующих предприятий, а также подготовке кадров, без которых увеличение выпуска самолетов невозможно.
С 2022 года на предприятии выпустили лишь один новый самолет Ту-214, еще один борт дособрали в 2025 году, но передан он будет заказчику, по прогнозам, только в начале 2026 года. Ранее планировалось выпускать по 20 самолетов в год уже с 2027-го и к концу 2030-го построить свыше сотни машин. Что касается МС-21, его серийное производство должно стартовать в 2026 году, но задержки с сертификацией могут вновь сдвинуть сроки.
Экономист и глава совета директоров ООО «Трансинвест» Дмитрий Семенов отмечает, что в принципе отрасль способна обеспечить авиакомпании российскими самолетами. Однако этот процесс растянется на 5−10 лет. Основные препятствия — дефицит квалифицированных кадров, ограниченные инвестиции, необходимость переобучения летного состава и налаживание бесперебойного производства комплектующих.
Следите за новостями в нашем блоге на Дзен Журнал Казань
По словам специалистов, модернизация существующих мощностей требует десятков миллиардов рублей. Уже вложенные средства на обновление КАЗ — далеко не предел. Для реального увеличения темпов сборки нужны производственные линии полного цикла и подготовленные специалисты. Кроме того, Ту-214 требует технической переработки, что еще сильнее замедляет выпуск самолетов.
Строительство нового завода также возможно, но крайне затратное: эксперты называют цифры в 300−500 миллиардов рублей. Новый объект должен располагаться в регионе с развитой авиационной инфраструктурой, квалифицированной рабочей силой и близостью к поставщикам. Примером подобного подхода служит ульяновский проект «Аурус-Аэро», где создается предприятие полного цикла по выпуску бизнес-джетов, с инвестициями в несколько десятков миллиардов рублей.
В Татарстане пока о переносе или строительстве нового авиазавода речи не идет. Основной акцент остаётся на модернизации и повышении эффективности действующих предприятий, а также подготовке кадров, без которых увеличение выпуска самолетов невозможно.



















