Авиакатастрофа Boeing 737 в Казани 17 ноября 2013: что известно спустя 12 лет после трагедии и кто понес наказание
12 лет спустя: трагедия рейса «Татарстан» в Казани остаётся в памяти республики
Происшествия > 17 ноября 2025 в 00:01
17 ноября 2013 года стал навсегда останется траурной датой для Татарстана. В этот день произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории республики. В Казани при заходе на посадку разбился пассажирский Boeing 737 авиакомпании «Татарстан». На борту находились 50 человек — 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли.
Расследование авиакатастрофы длилось шесть долгих лет, но даже спустя 12 лет после трагедии остаются вопросы без ответа. Редакция портала zur-kazan.ru вспоминает главные детали катастрофы и отвечает на главные вопросы, которые остались после расследования крупнейшей авиационной трагедии в Татарстане за всю историю авиации.
Реконструкция событий
17 ноября 2013 года, 18 часов 25 минут. Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разгоняется по взлетной полосе столичного аэропорта Домодедово. Взлет осуществлен в штатном режиме. Самолет берет курс на столицу Татарстана.
В Кабине пилотов два опытных летчика. Командир воздушного судна, 47-летний Рустем Салихов и второй пилот — его ровесник Виктор Гуцул. Оба на хорошем счету в авиакомпании с довольно большим налетом.
В салоне 44 пассажира, среди которых граждане России, Украины и Великобритании. Среди них есть и ВИП-персоны — сын главы Татарстана Рустама Минниханова — Ирек, а также глава регионального управления ФСБ Александр Антонов.
Полет проходил в штатном режиме. Проблемы начали выявляться уже на подходе к Казани. Пилоты были уверены, что идут верно, но диспетчер буквально огорошил их — самолет летел в 4 километрах от верного курса. Единственным верным решением в такой ситуации стал бы уход на второй круг, но пилоты до последнего хотели посадить самолет с первой попытки.
Как позже выяснилось, на Салихова и Гуцула давило присутствие в салоне важных пассажиров. Кроме того, уход на второй круг на родном аэродроме при относительно спокойной погоде могли не правильно понять и организовать проверку, чего пилотам никак не хотелось.
Пилоты четко намеревались садиться с первого раза. Производится выпуск шасси и закрылок, но система ИЛС не активируется — самолет остается на слишком большом расстоянии от привычной траектории.
Командир решает продолжать посадку несмотря на то, что высота по-прежнему не посадочная — 500 метров, при норме почти вдвое ниже. Вновь все говорит в пользу ухода на второй круг, но вместо этого КВС отдает приказ доложить диспетчеру о готовности к посадке.
Диспетчер, в свою очередь, видит, что самолет в непосадочном положении, но разрешает посадку. Самолет летит уже правильным курсом, но все еще выше, чем необходимо. В итоге самолет вырывается из облаков и только тогда пилоты видят, что находятся над полосой и приземлиться с первой попытки никак не получится.
Почему не сработал автопилот?
Экипаж принимает верное, хоть и несвоевременное решение. Капитан активирует кнопку TO/GA. Как отмечалось в расследовании МАК, Рустем Салихов считал, что при активации данной кнопки включится автопилот и самолет сам займет необходимую позицию и выполнит все установки ухода на второй круг. Однако в данных самолетах нажатие TO/GA автоматически отключает автопилот.
Если бы пилоты сразу бы обратили внимание на приборную панель, то моги бы оперативно отреагировать, но этого не происходит. Самолет перешел в режим взлета, но слишком сильно задирает нос, Пилоты не отреагировали. Через секунды Салихов видит проблему и отклоняет штурвал от себя. Салихову этого кажется мало, и он отклоняет штурвал еще…
В 19.24 Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» с высоты примерно в 600 метров на скорости 450 км/ч рухнул на землю и полностью разрушился. Шансов выжить в такой ситуации не было ни у кого.
"Куда мы? Рустик? Рустик…"
Речевой самописец записал 30 минут 16 секунд полета «Боинга». Приводим стенограмму последних секунд полета Боинга.
Обозначения:
PIC (Pilot in command) — коммандир воздушного судна Рустем Салихов
F/O — второй пилот Виктор Гуцул
ATC (Air Traffic Control) — диспетчер аэропорта «Казань»
GPWS (Ground Proximity Warning System) — оборудование, которое указывает сближение с землей.
PIC Уходим на второй круг, непосадочное положение.
F/O Татарстан 3−6−3 Уходим на второй круг — непосадочное положение.
ATC Татарстан 3−6−3 набирайте 500 метров, работайте с Кругом 119 запятая 4.
PIC Flaps fifteen?
F/O Э, набираем 600 метров, правильно? И с Кругом 119 и 4?
PIC Пятнадцать!
PIC Хорошо.
ATC Татарстан 3−6−3 набирайте 500 метров, и с Кругом.
F/O 500 метров 119 и 4, Татарстан 3−6−3
PIC Отлично.
(PIC) Gear up
Звуковой сигнал F=500 Гц
F/O Gear up.
F/O Все.
F/O 500 метров, тысяча семьсот есть.
O Че такое?
GPWS SINK RATE.
GPWS PULL UP, PULL UP. (Pull up- «вверх, вверх»)
F/O Рустик?
F/O Рустик!?
Звуковой сигнал F=500 Гц
PIC Че?
F/O Куда мы?
GPWS BANK ANGLE
На этом стенограмма в отчете обрывается. Из приведенных данных видно, что самолет до последнего пытался убедить пилотов начать действовать, но летчики среагировали поздно, потеряв драгоценные секунды.
Капитан летал по поддельным документам, но только ли он виноват?
Расследование обстоятельств авиакатастрофы вскрыло огромное количество проблем, как в отдельной авиакомпании, так и в целом в уровне подготовке пилотов в России. Так. расследование МАК выявило, что Рустем Салихов летал по поддельным документам.
Он не проходил переобучение со штурмана на пилота. Назначать его не только на данный авиарейс, но и вообще допускать к полетам особенно в должности КВС авиакомпания не имела право.
14 ноября 2019 года Следственный комитет РФ подтвердил выводы комиссии МАК: катастрофа произошла по вине командира и второго пилота, а также руководства авиакомпании и авиационных властей, допустивших их к полетам.
Следствие установило, что занимавший должность заместителя гендиректора ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Валерий Портнов за 4 года до катастрофы направил в межрегиональное управление Росавиации документы в отношении Салихова, содержавшие недостоверные сведения.
В свою очередь руководитель управления Шавкат Умаров по халатности не организовал проверку подлинности и достоверности представленных авиакомпанией сведений.
Еще один момент, по данным ТАСС, Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна.
Уголовное преследование Салихова и Гуцула прекращено из-за их смерти…
Вспомним всех погибших
После авиакатастрофы на территории казанского аэропорта установили мемориал в память о погибших. На нем написаны имена всех 50 жертв трагедии. Вспомним их еще раз:
Экипаж
Салихов Рустем Габрахманович КВС
Гуцул Виктор Никифорович Второй пилот
Зарифуллина Нурия Дафиятовна Старший бортпроводник
Гарифуллина Инга Рафаилевна Бортпроводник
Кабанова Ольга Станиславовна Бортпроводник
Хайдаров Дамир Фардатович20.09.1987 Бортпроводник 
Пассажиры
Александр Антонов
Ирек Минниханов
Алия Ахметшина
Наталья Акулинина
Дарья Арташина
Резеда Фазлеева
Диана Гаджиева
Алина Кашапова
Рустам Гужиев
Юрий Ляшин
Ольга Морозова
Руслан Назяров
Маргарита Ошуркова
Роман Пархоменко
Гульнара Рашитова
Диана Сафиуллина
Виктория Щукина
Эллина Скворцова
Анастасия Стерхова
Денис Вапрентцев
Венера Зарипова
Альбина Зарипова
Виктория Згурцкая
Донна Каролина Булл
Геннадий Макаров
Павел Прокофьев
Айрат Садрутдинов
Николай Смолентцев
Елена Смолентцева
Яна Баранова
Юрий Бурдин
Наталья Дрантусова
Ирина Ивашкевич
Мстислав Камашев
Алина Хафизова
Евгений Князев
Анна Кучерова
Елена Кузнецова
Татьяна Мангушева
Дмитрий Музичук
Булат Сафин
Александр Янкиляйкис
Абдулла Сибгатуллин
Мария Сибгатуллина.
Расследование авиакатастрофы длилось шесть долгих лет, но даже спустя 12 лет после трагедии остаются вопросы без ответа. Редакция портала zur-kazan.ru вспоминает главные детали катастрофы и отвечает на главные вопросы, которые остались после расследования крупнейшей авиационной трагедии в Татарстане за всю историю авиации.
Реконструкция событий
17 ноября 2013 года, 18 часов 25 минут. Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разгоняется по взлетной полосе столичного аэропорта Домодедово. Взлет осуществлен в штатном режиме. Самолет берет курс на столицу Татарстана.
В Кабине пилотов два опытных летчика. Командир воздушного судна, 47-летний Рустем Салихов и второй пилот — его ровесник Виктор Гуцул. Оба на хорошем счету в авиакомпании с довольно большим налетом.
В салоне 44 пассажира, среди которых граждане России, Украины и Великобритании. Среди них есть и ВИП-персоны — сын главы Татарстана Рустама Минниханова — Ирек, а также глава регионального управления ФСБ Александр Антонов.

Полет проходил в штатном режиме. Проблемы начали выявляться уже на подходе к Казани. Пилоты были уверены, что идут верно, но диспетчер буквально огорошил их — самолет летел в 4 километрах от верного курса. Единственным верным решением в такой ситуации стал бы уход на второй круг, но пилоты до последнего хотели посадить самолет с первой попытки.
Как позже выяснилось, на Салихова и Гуцула давило присутствие в салоне важных пассажиров. Кроме того, уход на второй круг на родном аэродроме при относительно спокойной погоде могли не правильно понять и организовать проверку, чего пилотам никак не хотелось.
Пилоты четко намеревались садиться с первого раза. Производится выпуск шасси и закрылок, но система ИЛС не активируется — самолет остается на слишком большом расстоянии от привычной траектории.
Командир решает продолжать посадку несмотря на то, что высота по-прежнему не посадочная — 500 метров, при норме почти вдвое ниже. Вновь все говорит в пользу ухода на второй круг, но вместо этого КВС отдает приказ доложить диспетчеру о готовности к посадке.
Диспетчер, в свою очередь, видит, что самолет в непосадочном положении, но разрешает посадку. Самолет летит уже правильным курсом, но все еще выше, чем необходимо. В итоге самолет вырывается из облаков и только тогда пилоты видят, что находятся над полосой и приземлиться с первой попытки никак не получится.
Почему не сработал автопилот?
Экипаж принимает верное, хоть и несвоевременное решение. Капитан активирует кнопку TO/GA. Как отмечалось в расследовании МАК, Рустем Салихов считал, что при активации данной кнопки включится автопилот и самолет сам займет необходимую позицию и выполнит все установки ухода на второй круг. Однако в данных самолетах нажатие TO/GA автоматически отключает автопилот.
Если бы пилоты сразу бы обратили внимание на приборную панель, то моги бы оперативно отреагировать, но этого не происходит. Самолет перешел в режим взлета, но слишком сильно задирает нос, Пилоты не отреагировали. Через секунды Салихов видит проблему и отклоняет штурвал от себя. Салихову этого кажется мало, и он отклоняет штурвал еще…
В 19.24 Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» с высоты примерно в 600 метров на скорости 450 км/ч рухнул на землю и полностью разрушился. Шансов выжить в такой ситуации не было ни у кого.

"Куда мы? Рустик? Рустик…"
Речевой самописец записал 30 минут 16 секунд полета «Боинга». Приводим стенограмму последних секунд полета Боинга.
Обозначения:
PIC (Pilot in command) — коммандир воздушного судна Рустем Салихов
F/O — второй пилот Виктор Гуцул
ATC (Air Traffic Control) — диспетчер аэропорта «Казань»
GPWS (Ground Proximity Warning System) — оборудование, которое указывает сближение с землей.
PIC Уходим на второй круг, непосадочное положение.
F/O Татарстан 3−6−3 Уходим на второй круг — непосадочное положение.
ATC Татарстан 3−6−3 набирайте 500 метров, работайте с Кругом 119 запятая 4.
PIC Flaps fifteen?
F/O Э, набираем 600 метров, правильно? И с Кругом 119 и 4?
PIC Пятнадцать!
PIC Хорошо.
ATC Татарстан 3−6−3 набирайте 500 метров, и с Кругом.
F/O 500 метров 119 и 4, Татарстан 3−6−3
PIC Отлично.
(PIC) Gear up
Звуковой сигнал F=500 Гц
F/O Gear up.
F/O Все.
F/O 500 метров, тысяча семьсот есть.
O Че такое?
GPWS SINK RATE.
GPWS PULL UP, PULL UP. (Pull up- «вверх, вверх»)
F/O Рустик?
F/O Рустик!?
Звуковой сигнал F=500 Гц
PIC Че?
F/O Куда мы?
GPWS BANK ANGLE
На этом стенограмма в отчете обрывается. Из приведенных данных видно, что самолет до последнего пытался убедить пилотов начать действовать, но летчики среагировали поздно, потеряв драгоценные секунды.
Капитан летал по поддельным документам, но только ли он виноват?
Расследование обстоятельств авиакатастрофы вскрыло огромное количество проблем, как в отдельной авиакомпании, так и в целом в уровне подготовке пилотов в России. Так. расследование МАК выявило, что Рустем Салихов летал по поддельным документам.
Он не проходил переобучение со штурмана на пилота. Назначать его не только на данный авиарейс, но и вообще допускать к полетам особенно в должности КВС авиакомпания не имела право.
14 ноября 2019 года Следственный комитет РФ подтвердил выводы комиссии МАК: катастрофа произошла по вине командира и второго пилота, а также руководства авиакомпании и авиационных властей, допустивших их к полетам.

Следствие установило, что занимавший должность заместителя гендиректора ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Валерий Портнов за 4 года до катастрофы направил в межрегиональное управление Росавиации документы в отношении Салихова, содержавшие недостоверные сведения.
В свою очередь руководитель управления Шавкат Умаров по халатности не организовал проверку подлинности и достоверности представленных авиакомпанией сведений.
Еще один момент, по данным ТАСС, Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна.
Уголовное преследование Салихова и Гуцула прекращено из-за их смерти…

Вспомним всех погибших
После авиакатастрофы на территории казанского аэропорта установили мемориал в память о погибших. На нем написаны имена всех 50 жертв трагедии. Вспомним их еще раз:
Следите за новостями в нашей группе в одноклассниках Журнал Казань
Экипаж
Салихов Рустем Габрахманович КВС
Гуцул Виктор Никифорович Второй пилот
Зарифуллина Нурия Дафиятовна Старший бортпроводник
Гарифуллина Инга Рафаилевна Бортпроводник
Кабанова Ольга Станиславовна Бортпроводник
Хайдаров Дамир Фардатович

Пассажиры
Александр Антонов
Ирек Минниханов
Алия Ахметшина
Наталья Акулинина
Дарья Арташина
Резеда Фазлеева
Диана Гаджиева
Алина Кашапова
Рустам Гужиев
Юрий Ляшин
Ольга Морозова
Руслан Назяров
Маргарита Ошуркова
Роман Пархоменко
Гульнара Рашитова
Диана Сафиуллина
Виктория Щукина
Эллина Скворцова
Анастасия Стерхова
Денис Вапрентцев
Венера Зарипова
Альбина Зарипова
Виктория Згурцкая
Донна Каролина Булл
Геннадий Макаров
Павел Прокофьев
Айрат Садрутдинов
Николай Смолентцев
Елена Смолентцева
Яна Баранова
Юрий Бурдин
Наталья Дрантусова
Ирина Ивашкевич
Мстислав Камашев
Алина Хафизова
Евгений Князев
Анна Кучерова
Елена Кузнецова
Татьяна Мангушева
Дмитрий Музичук
Булат Сафин
Александр Янкиляйкис
Абдулла Сибгатуллин
Мария Сибгатуллина.



















