Арбитражный суд Татарстана обязал «Туполев» выплатить «Татнефти» 6,1 млрд рублей
Арбитражный суд Татарстана обязал компанию «Туполев» выплатить «Татнефти» 6,1 млрд рублей за невыполнение контракта по поставке Ту-214: последствия для гражданского авиастроения
Происшествия > 17 июля 2025 в 14:49
Арбитражный суд Татарстана постановил, что компания «Туполев» должна выплатить «Татнефти» 6,1 миллиарда рублей за невыполнение условий контракта по поставке двух самолётов Ту-214. Это одно из самых значимых решений в сфере гражданского авиастроения за последнее время.
Изначально «Татнефть» требовала компенсацию в размере почти 9 миллиардов рублей, включая авансовые платежи, штрафы и проценты.
Однако в ходе судебного процесса Казанскому авиазаводу удалось добиться существенного снижения суммы, заявив, что полное взыскание приведет к угрозе банкротства предприятия, ссылаясь на свои финансовые затруднения и убытки.
По контракту, поставка Ту-214 должна была состояться в 2024 году, но этого так и не произошло. Один из самолётов до сих пор не был продан, а второй поступит лишь в 2027 году. Завод объясняет задержку высокой загрузкой мощностей, из которых 85% заняты оборонными заказами.
В настоящее время Казанский авиазавод способен производить не более одного самолёта в год. Для того чтобы расширить производство до 10−20 единиц ежегодно, заводу нужно построить новые литейные и композитные цеха, что является необходимым условием для завершения технологического процесса.
Для создания этих новых мощностей потребуется как минимум 10 миллиардов рублей, однако данные цеха не включены в текущие планы по модернизации. Без их строительства не только выполнение государственных заказов, но и дальнейшая работа по Ту-214 остаются под вопросом.
По мнению экспертов отрасли, нехватка квалифицированных специалистов и производственных мощностей не позволит ускорить выпуск самолётов даже в ближайшие два года. Несмотря на запуск первого самолёта с частичным импортозамещением в 2025 году, темпы работы остаются неудовлетворительными.
Изначально «Татнефть» требовала компенсацию в размере почти 9 миллиардов рублей, включая авансовые платежи, штрафы и проценты.
Однако в ходе судебного процесса Казанскому авиазаводу удалось добиться существенного снижения суммы, заявив, что полное взыскание приведет к угрозе банкротства предприятия, ссылаясь на свои финансовые затруднения и убытки.
По контракту, поставка Ту-214 должна была состояться в 2024 году, но этого так и не произошло. Один из самолётов до сих пор не был продан, а второй поступит лишь в 2027 году. Завод объясняет задержку высокой загрузкой мощностей, из которых 85% заняты оборонными заказами.
В настоящее время Казанский авиазавод способен производить не более одного самолёта в год. Для того чтобы расширить производство до 10−20 единиц ежегодно, заводу нужно построить новые литейные и композитные цеха, что является необходимым условием для завершения технологического процесса.
Для создания этих новых мощностей потребуется как минимум 10 миллиардов рублей, однако данные цеха не включены в текущие планы по модернизации. Без их строительства не только выполнение государственных заказов, но и дальнейшая работа по Ту-214 остаются под вопросом.
По мнению экспертов отрасли, нехватка квалифицированных специалистов и производственных мощностей не позволит ускорить выпуск самолётов даже в ближайшие два года. Несмотря на запуск первого самолёта с частичным импортозамещением в 2025 году, темпы работы остаются неудовлетворительными.